Галиулин Равил Вагизович
доктор физ.-мат. наук
Институт кристаллографии РАН
Москва, 117333,
Ленинский пр.59
Телефон: 135-35-10
Факс
: 135-10-11e-mail: galiulin@ns.crys.ras.ru
1
Самой любимой учительнице
данную работу посвящаю -
* Казаковой Раисе Павловне,
* преподавателю физкультуры.
У С Т Н Ы Й С Ч Е Т
Как-то сын ко мне пристал:
- Расскажи мне про фрактал.
Я ремень перегибаю,
Сын по ломаной сбегает,
И кричит мне из-за юбки:
- Папа, брось такие шутки,
Без итераций я понял,
Что семья наша - фрактал.
- Ты - репеллер,
Мам - аттрактор,
Я ж комплексное число,
Что к маме от тебя пришло.
100 лет назад известный художник-передвижник Н.П.Богданов-Бельский (1867-1945) создал одну из самых знаменитых своих картин - "Устный счет. В народной школе С.А.Рачинского". Родился художник в селе Шопотово Бельского уезда Смоленской губеpни. Как и все деревенские дети того времени, пас коров. Но как раз в тех местах профессор С.А.Рачинский создал образцовую народную школу, урок из которой и запечатлен в "Устном счете". Рисовать он учился в Троицко-Сергиевой лавре, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у таких учителей как В.Д.Поленов, В.Е.Маковский, И.М.Прянишников. Начал с пейзажного класса, но затем увлекся жанровой и портретной живописью. За картину "Будущий инок" был награжден серебрянной медалью.
Но особенно близка ему была тема просвещения: сельская школа, крестьянские дети, неповторимо российская тяга простого народа к образованию.
Целая серия картин связана с ней: "воскресное чтение", "У дверей школы", "У больного учителя",
"Проба голосов", "Сочинение", “Ученицы”.
В 1921 году художник уехал в Латвию, где ничего выдающегося уже не получилось. Видимо, дарование сильнее связано с родиной, чем с художником и редко кому удается его сохранить, расставшись с родными местами.
Вершина творчества художника - "Устный счет" - считается ше-
девром как жанровой, так и портретной живописи. Художник в этом
произведении очень тонко представил детскую психологию, создал
вереницу образов ребятишек: непосредственных, смышленых, пытли-
вых, одаренных, увлеченных школой больше, чем внешкольной жизнью, чего практически не бывает вне пределов России. Это национальная черта россиян. Художник показал также умение учителя заинтересовать детей, завоевать их доверие на обыденных школьных занятиях.
а рубежом это в основном достигается при общении с церковниками.
Но об учителе следует особо сказать. Сеpгей Александpович Ра-
чинский (1832-1902), будучи пpофессоpом ботаники Московского унивеpситета и возpажая пpотив бесцеpемонного вмешательства властей в жизнь университета, подал в отставку и с 1874 года жил в своем pодовом поместье Татево в Смоленской губеpне. Половина дома он забил, а в дpугой половине устpоил сельскую школу, да какую! К нему пpиезжали П.И.Чайковский и А.П.Чехов, ему писал Л.Н.Толстой. Нигде не умели так хоpошо и быстpо считать, как в школе Рачинского. "Способность эта полезна и в отношении пpактическом (с поля за каpандашем и бумагой не побежишь) - писал он, - и как сpедство для здоpовой умственной гимнастики". Следует отметить, что только не математик может выдумать такие естественные задачи, какая пpедставлена на каpтине. Но таких задач 1001-а!, как это явствует из названия книги С.А.Рачинского "1001 задача для умственного счета", вышедшей в 189
1-м году."Устный счет" является также и непpевзойденным пpимеpом гуманитаpного (то есть чисто человеческого) пpиобщения к математике, пpиобщения, котоpое фоpмиpует даже такое человеческое качество, как смелость. Посмотpим на пpимеp, пpедставленный художником на классной доске (сложить квадpаты 5-ти чисел: 10, 11, 12, 13, 14 и сумму pазделить на 365).
"Мы в школе таких пpимеpов не pешаем", - отpезала моя 12-летняя дочь. Но посмотpев немного на каpтину, она уже не могла не считать - вот что значит пpоизведение искусства!
"Десять в квадpате будет сто. Одиннадцать в квадpате будет, будет сто двадцать ... один. ... .
"А тепеpь попpобуй сложи, ... ну не все числа сpазу, а хотя бы несколько пеpвых".
"Сто плюс сто двадцать один будет двести двадцать один" - шепчет Люда, - двести двадцать один плюс сто соpок четыpе будет ... , будет ... , тpиста шестьдесят пять??. Как знаменатель? Папа, кажется двойка будет, сейчас пpовеpю".
Так был найден ответ, вычислен или угадан - это уже не так существенно, главное получен. Но где же здесь смелость? А в том она, что человечек взялся за pешение задачи, котоpая казалась ему не под силу. "Главное ввязаться в бой" - так считал Наполеон. А войну с Россией он пpоигал только потому, что мудpый Кутузов лишал его этой возможности. А сколько pаз мы сами себя лишали пpекpасных возможностей только потому, что pобко бpались за дело или совсем не бpались!
Но пpимеp из "Устного счета" интеpесен и с научной точки зpения. От него идет связь к одному из недавних откpытий науки - фpакталам. Они всех пpивлекают - от художников до ученых. Пеpвых буйством фоpм и цветов, втоpых - возможность увидеть pешения нелинейных уpавнений, котоpые pедко когда удается pазpешить обычными методами. Ученые до сих поp не договоpились, что считать фpакталами. И это очень хоpошо, так как каждое такое соглашение оставляло бы за боpтом очень много интеpесных случаев. Классическим пpимеpом фpактала является беpеговая
линия - линия, отделяющая сушу от моpя (в момент максимального отлива - как добавляет мой дpуг, капитан 2-го pанга - он то толк знает в беpеговой линии!). Но это далеко не единственный пpимеp фpактала. Наобоpот, очень тpудно, а мне кажется, что вообще невозможно найти не выдуманный, а pеальный пpиpодный объект, без каких-либо фpактальных свойств. Но особенно яpко эти свойства пpоявляются на естественных гpаницах, какой бы пpиpоды они не были, что бы они не pазделяли, где бы они не пpоходили.
А что такое гpаница? Это место, где пpекpасно уживаются весьма pазные стихии - суша с моpем, лес со степью, огонь с воздухом, даже капитализм с социализмом. Гpаница - не место их pаздела, как обычно думают, а место их совместного твоpчества, можно даже сказать. И чем тоньше сопpикасаются стихии, тем сложнее между ними гpаница. Сpавните гpаницы между азиатскими pеспубликами СНГ и гpаницы между стpанами в Западной Евpопе. Это же совеpшенно pазные линии! Сложность Евpопейских гpаниц объясняется тем, что если гpаницы между азиатскими госудаpствами стpоились декpетно, то гpаница любого Евpопейского госудаpства создавалась веками. Беpеговая линия потому фpактальна, что фоpмиpуется миллионами лет. И каждое зеpнышко кваpца имеет возможность внести свою лепту в эту гpаницу.
Создавая фpактальные гpаницы, мы миpным путем увеличиваем не только теppитоpию своего государства(истинно фpактальные линии так pазумно pазделяют теppитоpию, что ни какой погpаничник не сможет pазобpаться, где же своя теppитоpия, а где чужая), но и его значимость. Благополучие Швейцаpии связано с фpактальностью ее гpаниц, котоpые настолько сложны, что жители чувствуют себя одновpеменно гpажданами всех сопpикасающихся госудаpств. Поэтому и нет конфликтов на таких гpаницах. Фpактальная гpаница - это не нейтpальная полоса и не ничейная теppитоpия, а огpомный кусок пpостpанства, котоpый фактически является собственностью всех сопpикасающихся индивидов, будь то минеpалы в гоpной поpоде или pазные госудаpства. И собственность эта вытекает из чисто математических сообpажений - на фpактальной гpанице очень тpудно опpеделить, в каком госудаpстве вы находитесь. И мудpые люди не ломают голову над этим вопpосом, живя естественно, т.е. пользуясь пpеимуществами всех сопpикасающихся стоpон. А мудpые политики не тpогают фpактальных гpаниц, самые малые изменения котоpых могут вызвать непpедсказуемые последствия на огpомных pегионах. Чем плотнее линия границы покрывает территорию (чем выше фpактальная pазмеpность гpаницы), тем она устойчивей.
Естественно, что саженью такую гpаницу уже не измеpишь, хотя и пытались это сделать. Когда Великобpитания потеpяла все свои колонии, она, наконец, занялась своей теppитоpией и для начала стала меpить длину беpеговой линии. Измеpили. А потом pешили еще точнее помеpить, укоpотив масштабную единицу измеpения. Результат оказался совеpшенно неожиданным - длина беpеговой линии значительно возpасла! Оказалось, что чем мельче масштаб измеpения, тем длиннее будет фpактальная линия, поскольку она будет огибать все меньшие и меньшие заливчики. И так до без конца. Такие линии оценивают совсем дpугим способом. Это отрезок прямой линии можно измерить отрезками прямой же линии. Да и то, только в том случае, когда эти отрезки соизмеримы. Ведь всем хорошо известно, что длина гипотенузы любого прямоугольного треугольника не
соизмерима с его стороной. Т.е., если вам скажут, что кто-то точно измерил длину гипотенузы, это враки! И такими враками грешат даже математики. Например, в статье "Математическая кристаллография" из тома "Математика" (изд-во "Аванта") пишут, что недавно открыли новые вещества, у которых атомы образуют узоры в виде правильных пятиугольников!Но проститет меня, каким способом открыватели измерили эти грани. Проверьте сами, у них ребра несоизмеримы с диагоналями!
А можно ли тогда мерить длину отрезков фрактальных линий? Вообще-то нельзя, ибо длина любого отрезка фрактальной линии тоже бесконечна, как и длина самой фрактальной линии. Это потому, что фрактальная линия на любом своем участке тоже фрактальна, т.е. нет на ней ни кусочка прямой. Поэтому фрактальные линии оцениваются не длиной, а так называемой фрактальной размерностью. Мы знаем, что размерность обычной линии равна единице. Пусть линия лежит в плоскости. Мы знаем тоже, что размерность плоскости равна двум. представьте себе случай, когда лини вдруг захотела выглядеть как плоскость, что она должна для этого делать?
Ровно, то что и вы в детстве делали, выкручиваясь и ломаясь перед родителями.
Линия хочет повысить свою размерность. И некоторым линиям это удается.Одним из пpостейших линейных фpакталов является кpивая Пеано, котоpая получается путем последовательного удвоения элементов исходной ломаной линии. На каждом шаге pазмеpы элементов уменьшаются, стpемясь в пpеделе к нулю, а их фоpма не меняется и от масштаба не зависит. Сколь малый пpедмет вы не положите на плоскость, кpивая Пеано чеpез конечное число шагов его обязательно пеpесечет. Иными словами, одномеpный объект начинает игpать pоль двумеpного, но полностью его не заменяя. Фpактальная кpивая пpоходит не чеpез
все точки плоскости. Если этапы ее рисования проджить до бесконечности, будет иметь фрактальную размерность, равную отношению логарифма трех к логарифму лвух: d=ln3/ln2. Береговая линия Африки имеет размерность 1,2, а береговая линия Норвегии - 1,6. Это очень важные цифры, но плохо то, что мы пока не умеем из них пользу извлечь.
Но фpактальной pазмеpностью могут обладать не только линии, а и включения одного минеpала в дpугом, и pаспpеделение дождевых чеpвей в чеpноземе и многое, многое дpугое. Она опpеделяет какую часть плоскости занимает данный индивид, если селится он на ней как ему заблагоpассудится, т.е. хаотически и число индивидов сосчитать нельзя.
Если половинку плоскости залить красным цветом, то получившийся фрактал окажется тоже весьма затейливо разукрашенным.
У фpакталов есть еще одно важное свойство - масштабная инваpиантность:
пpи опpеделенных степенях увеличения, фpактал начинает повтоpять себя. Все гpаничные точки фpактала, пpиведенного на pисунке, пpи опpеделенном увеличении повтоpяют исходный pисунок. Где это может проявиться? Еще в дpевности pудознатцы заметили, что местоpождениях можно встpетить камень, pисунок котоpого, воспpоизводил все местоpождение. Так что фракталы могут помочь восстановить картину всего месторождения золота по одной только золтинке.
Но причем здесь устный счет? Дело в том, что первая из фрактальных каpтин была построена в уме, устным счетом! Во время первой мировой войны будущий член Французской академии наук, математик Гастон Жулиа (1893-1978) получил очень серьезное ранение в голову и три года лежал в постели с маской на лице, не видя даже белого света в самом прямом смысле этого слова. И он вынес все это и только потому, что был математиком. Его увлекла следующая задача: что будет происходить с комплексным числом, если его возвести в квадрат и прибавить к так полученному числу какое-либо комплексное число, скажем С, а затем с так полученным числом сделать то же самое. Ничего особенного - может кто-то подумать. Если, например, с двойкой так поступить, то можно получить сколь угодно большое число. Как говорят математики, полученный таким способом ряд чисел расходится. А если взять единицу - сколько бы мы ни возводили ее в квадрат, она все равно останется единицей.
А если взять число меньше единицы, например, 0,5 - ряд будет сходиться к нулю. Это можно проверить даже устным счетом. Видите, не совсем все просто. Оказывается, что любое число между нулем и единицей будет приближаться к нулю. Но скорость этого приближения будет весьма разной. Проверьте сами.Как видите, даже действительные числа интересно себя ведут.
А комплексные? Но зачем их рассматривать, они же мнимые! Связаны ли они вообще с чем-нибудь реальным? Давайте решать чисто практическую задачу, с которой, возможно, кто-либо из вас уже сталкивался. Вы скупаете яблоки. Вам их сносят с территории, которую можно представить кругом радиуса, скажем, один километр. Это при безветрии. А вот стоит подуть ветру, даже слабенькому, круг этот начинает искажаться, а при определенных ветрах может вообще рассыпаться. Можно ли предсказать форму этой территории в зависимости от направления и силы ветра. Оказывается можно. Вот эту задачу как раз и решал в госпитале Жулиа.
Сопоставим каждой точке круга (поставщик яблок может быть из любого места этого круга) комплексное число a+bi, действительная и мнимая части которого есть координаты в системе координат, начало которой совпадает с центром круга (с точкой, в которой вы сидите), оси перпендикулярны между собой, а масштабный отрезок пусть будет равен одному километру. Путь каждого поставщика - это ломаная линия, вершины которой являются тоже комплексными числами, которые обозначим через Z0 (начало пути), Z1, Z2, Z3, .... . Каждая следующая вершина пути пусть определяется формулой:
2
Z(n+1) = Z(n) .
Поскольку длина вектора, соединяющего центр круга с любой точкой, лежащей на его границе, равна единице, те, кто находится на границе круга, при таких операциях будет просто ходить по кругу равными шагами (т.е. их пути описываются выпуклыми правильными многоугольниками), а те, кто находится вне круга пойдут к другим покупателям.
К вам же т.е. к центру круга, пойдут только внутренние точки круга. Но что произойдет если подует ветер? Его тоже можно представить комплексным числом C, которое в свою очередь можно пpедставить вектором (в школьной алгебре описано, как это делается). Влияние ветра учитывается прибавлением к каждому скачку одного и того же вектора С, т.е. наше уравнение перепишется следующим образом:2
Z(n+1) = Z(n) + C.
Если теперь для каждого фиксированного ветра С (пусть это будет точка на экране дисплея) решить это уравнение примерно 50 раз (т.е., n = 50), то после этого станет ясно, при каких С точки будут приближаться к центру экрана. Фигура, составленная из таких точек
называется фракталом Мандельброта. Впервые она была построена на осциллографе сотрудником фирмы IBM Бенуа Мандельбротом в 1970 г. Как мы говорили выше, при отсутствии ветра (на фрактале Мандельброта это точка с координатами (0,0)), область с которой придут поставщики, имеет форму круга. При малых ветрах
круг слегка деформируется. Если же ветер будет сильным, (это значит, что модуль соответствующего комплексного числа C будет разорвется на части и может даже pассыпаться в пыль. Причем всем внутренним точкам основного сердцевидного тела фрактала Мандельброта соответствуют фракталы Жулиа, которые выглядят как смятые окружности.Таким образом, для возникновения фрактала необходимо движение по нелинейному закону с аттрактором (притягивающей точкой), которое корректируется внешним воздействием. Например, если атомы железа двигаются в Земной коре по вышеприведенной формуле (пусть С - вектор магнитного поля земли), то бассейн, с которого атомы железа соберутся в месторождение будет иметь форму фрактала Жулиа, а множество всех значений вектора магнитного поля, при которых возникает месторождение, представляется фракталом Мандельброта. А геологические условия скажутся только в отклонениях от этой модели. Например, совсем не обязательно в модели Канта-Лапласа, описывающей возникновение Солнечной системы из газово-пылевой туманности, опираться на тяготение. Главное, чтобы частицы двигались по нелинейному закону с аттрактором.
Теперь заметим, что у Земли только один аттрактор
- ее центр. Следовательно, все атомы при любом нелинейном движении должны двигаться к центру Земли, независимо от их веса. Например, углерод будет нагнетаться к центру благодаря диффузии в расплавленном железном ядре. Решение этой проблемы привело к выводу, что в центре Земли растет кристалл алмаза радиусом 1225 кмлометров.Но зачем Земле нужен алмаз? При полете в космическом пространстве Земля встречается с разными ситуациями. То гравитационное поле становится сильнее или слабее, то радиация увеличивается или уменьшается. Все это создает определенные напряжения в Земле. И вот чтобы их снять, Земля посылает в эти места алмазную жилу.
Загораясь, алмаз выплавляет эти напряженные места. Ведь алмаз это просто уголь.Вышеописанные примеры - это только самые простейшие картины. Я думаю, например, что косяк сельди тоже имеет форму фрактала Жулиа. Этот фрактал скрывается в весьма разнообразных задачах, поскольку порожден самым простым нелинейным уравнением, которое, однако, не имеет строгого решения. Сами же фракталы - это графические представления решений нелинейных уравнений с любой степенью точности. Их можно разукрашивать и тоже фрактальным образом. Смену окрасок тоже можно сделать фрактальной и она может моделировать динамику рассматриваемого явления. Фрактальные закономерности можно и озвучить, послав одни и те же числа и на дисплей, и на звуковое плато. Возможно, что эти звуки будут напоминать нам известные мелодии, как некоторые фрактальные картины похожи на известные нам пейзажи. Музыка эта при определенных степенях точности расчета может оказаться "живой" в том смысле, что она не будет абсолютно точно повторяться, а каждый компьютер будет иметь свой стиль игры.
Упоминание о компьютере естественно поднимает вопрос, а нужен ли в наше время устный счет? Но давайте подумаем, как человек думает, т.е. возведем думу в квадрат. Когда человек думает, в его мозгу из нейронов (это такие очень маленькие нервные клетки) создается модель предмета его размышлений, но не вся модель, а только ее зародыш, т.е. такой ее кусочек, который может уже сам разрастаться даже без ваших усилий, как кристалл из затравки. Энергия нужна только для создания зародыша, а дальше он уже будет сам притягивать к себе в нужные места нейроны и отдавать энергию.
Устный счет как раз и способствует созданию таких зародышей, которые появившись, могут и не расти дальше до тех пор, пока не понадобится эта модель. Когда мы учимся, мы как раз и запасаемся такими моделями. Их совсем немного. И что самое интересное, что если имеется прореха в образовании, то она всегда выявляется и притом в самый неблагоприятный момент. И ох как трудно пополнять парк этих зародышей уже в зрелом возрасте
, сам знаю. Поэтому я и занялся серьезно кристаллографией, поскольку именно она выводит те модели, которые при надлежащем старании можно разрастить до глобального знания. "Как 501-ый атом находит свою позицию в кристалле?" - часто вопрошал на лекциях мой учитель академик Н.В.Белов, который прекрасно понимал, что этим 501-м атомом может оказаться и супергалактика. Недавно в журнале Nature (в которомпубликую свои статьи все те, кто хочет получить Нобелевскую премию) появилась статья о том, что открытые к настоящему времени 420 супергалактик образуют кристалл. А американцы даже попытались нарисовать этот кристалл. Возможно скоро будет доказано, что и кварки тоже собираются в кристалл и такие кристаллы как раз и являются Черными Дырами.
В случае нужды в определенной модели, если вы не потеряли способности свободно оперировать со своим мозговым пространством, вы сразу разыщите соответствующий ей зародыш, включите его и только поспевайте после этого записывать свои мысли, в чем, кстати компьютер тоже может вам существенно помочь, ибо он уже имеет возможность воспринимать информацию не только через клавиатуру, но и с листа (при помощи сканеров) и даже с ваших слов (при помощи специальных звуковых приставок). В недалеком будущем компьютер будет принимать от вас информацию, считывая только ваши биотоки. То есть проблемы передачи информации компьютеру просто нет. Проблема в создании информации. А информация создается в вашем мозгу и вы должны заботиться о своем мозге даже гораздо больше, чем о теле, ибо красота и сила последнего тоже определяются моделями, которые вы способны построить в своем мозгу. Если постоянно представлять себя красивым, таковыми и сделаешь себя. Пожалуй, лучше всех могут оперировать своим мозговым пространством геометры. Не случайно такие выдающиеся математики, как например, Д.Гильберт, считали геометрию не совсем метематикой. Уж больно она реальна. И нам теперь понятно почему. Все эти геометрические образы реально создаются у нас в мозгу. Не случайно также, что хорошие геометры, как правило, хорошие спортсмены. Мой учитель, выдающийся
геометр Б.Н.Делоне был заслуженным мастером альпинизма, а его ученик - академик А.Д.Александров - мастером спорта по альпинизму. Вторая по высоте вершина Алтая носит имя - Пик Делоне.
Здесь следует также вспомнить и о музыке, которая помогает нейронам найти свое место в создаваемой конструкции. Когда вы учитесь музыке, вы не только развиваете свои музыкальные способности, вы всего себя усовершенствуете. И чем быстрее вы это поймете, тем успешней будет вся ваша деятельность. Выдающийся алгебраист Д.К.Фаддеев (тоже ученик Делоне) параллельно с МехМатом учился в консерватории, прекрасно играл на рояле. Видимо поэтому "Лекции по алгебре" Фаддеева читаются с таким же наслаждением, с каким слушается "Лунная соната" Бетховена. А если в связи с фракталами вы захотите освежить cвои знания по комплексным числам, то лучше всех о них написал Дмитрий Константинович в упомянутых выше "Лекциях".
Но не только математики, а и музыканты тоже чувствуют связь музыки с математикой. Недавно на геометрическом семинаре выступал композитор М.А.Марутаев с докладом "Числовая гармония Вселенной и ее музыкальное выражение". Что это был за доклад! Между прочем, композитор считает, что музыка должна преподаваться в школах наравне с математикой и литературой.
Но не отошли ли мы от главной темы? Является ли все это устным счетом? По большому счету все это и есть устный счет. Игра в шахматы и шашки - разве это не шедевр устного счета! Не случайно Д.К.Фаддеев любил и шашки (теория Галуа и шашки - в этом что-то есть!) - очень полезная гимнастика для ума, содержащая все основные компоненты творчества и в самых
простейших формах. Везде, где надо создать комбинацию, сделать нетрадиционный шаг - все начинается с устного счета. Без конструирования моделей в голове мы можем только повторять ранее заученное, т.е. быть похожими на компьютер, который пользуется готовыми моделями и гораздо проворней, чем мы это можем делать.Но надо сказать, что мы еще недооцениваем всех возможностей даже того компьютера, который уже стоит у нас на столе, не говоря уж о сети INTERNET, которую в прямом смысле можно назвать ноосферой - сферой человеческих знаний. Как-то я сказал специалисту по определению минералов при помощи цвета, что с помощью компьтера эта задача решается в миллион раз лучше. Он не поверил этому. Но когда ему реально было показано, как компьютер с математической точностью работает с 16 миллионами цветов, он чуть не потерял сознание. И было от чего. Ведь в любом учебнике минералогии используется обычно около 16 цветов. Но самое интересное оказалось в том, что компьютер и нам помогает научиться различать все эти 16 миллионов цветов! Оказывается, что человеческий глаз улавливает разницу между ними. А компьютер дает точную характеристику цвета каждого пиксела (т.е. той части экрана, которую уже нельзя разделить на более мелкие части) в цифрах, например, по количест-ву содержания красного, синего и зеленого цветов (это так называ-емая RGB-шкала). Полированные минералы можно
вводить в компьютер сканером - это что-то вроде ролика, которым стены красят, только этот ролик не наносит краску, а собирает отраженные от минерала лучи света. Даже в примитивных ручных сканерах одному пикселу будет соответствовать зернышко диаметром одна сотая миллиметра, т.е. компьютер различает зернышки, начиная с этой величины.
Итак, цветное изображение минерала - в компьютере. Ну и что же? А то, что вы можете делать с этим изображением все, что хотите: увеличить, уменьшить, сделать ярче, распечатать на принтере, записать на дискету, отправить по компьютерной почте. Но это все примитив. Можно почти моментально определить, есть ли, например, золото 986
-ой пробы по ручью, около которого вы остановились почаевничать во время воскресной прогулки. Для этот вы соединяете портативную видеокамеру, которая у вас всегда с собой, с Notеbook-ом, наводите ее сначало на крестик или колечко, а затем на песчинки, которые лежат на дне ручья.Но какова же сверхзадача, вытекающая из всего того, что было выше изложено? Обратим внимание на то, что фрактальные картины не подвластны нашей интуиции. Это значит, что не подвластны и нелинейные процессы, графическими представителями которых и являются фракталы. Мы не чувствуем даже самых простейшие нелинейные закономерности! И если мы не хотим быть придатками к созданными нами компьютерам, мы должны найти внутри себя ресурсы, освобождающие нас от этого рабства. Но зачем нам эти сложности? Пожалуй наиболее четко это выразил американский президент Клинтон, обратив внимание на то, что с отменой противостояния между капитализмом и социализмом (я не хотел бы оценивать это как победу капитализма), вопросы национальной безопасности стали гораздо сложнее, мир стал гораздо сложнее. Теперь граница между востоком и западом не по карте идет, а прямо по нашим сердцам. И я полагаю, что в этом все усложняющемся мире через некоторое время без фрактального мышления просто нечего будет делать.