- 2 –
Кратко, строго и достаточно популярно представлены все основные понятия теории групп, матричного исчисления, теории разбиений, комбинаторной топологии, теории симметрии - без которых невозможно представить кристаллографию, как самостоятельную науку. Вместе с тем, сплетение всех этих разделов математики на кристаллографии, которая имеет прямое отношение к рождению некоторых из этих разделов
, свидетельствует о том, что кристаллография является НАУКОЙ ВСЕХ НАУК. Поэтому каждый культурный человек должен обладать элементарными кристаллографическими знаниями. Интуитивно это осознавал выдающийся геометр Б.Н.Делоне, учеником которого является автор данных лекций. Раздел "Стереометрия" задачника по геометрии Делоне и Житомирского, последний раз изданного в 1959 году, сплошь состоит из задач кристаллографического происхождения. В настоящее время появился школьный учебник по геометрии (И.М.Смирнова, В.А.Смирнов. Геометрия. Учебник для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2001 г.), некоторые из глав которого(например, теория паркетов) еще не освоены профессорами кристаллографии даже Московского университета. А в свое время Делоне на школьном Мех-Мате неоднократно читал одну и ту же лекцию - Формула Эйлера - которая по сути дела и является введением в теорию паркетов на плоскости и на сфере.В Лекциях содержится все, чему научился автор за 15 лет совместной работы с Делоне, добавив к этому несколько своих идей (орбифолдная теория нанокристаллов, алмазная модель твердой части Земного Ядра, локальная теория роста кристаллов, неевклидова кристаллография, устойчивость кристаллических структур), которые еще не восприняты широкой наукой, но не противоречат ее основным положениям ("Кристаллографическая картина мира",УФН, 2002, т.172,в.2, с.229-233). Традиционные обозначения немного изменены для того, чтобы вписаться в стандартные компьютерные программы.
Лекции рассчитаны на широкий круг читателей, начиная от школьников старших классов общеобразовательных школ. Их можно рассматривать и как Введение в курсы физики конденсированного состояния, материаловедения, минералогии. Разные части Курса в течении 20 лет читались на математических, физических, химических, геологических, искусствоведческих факультетах университетов в России, ближнем и дальнем зарубежье.
Автор глубоко благодарен своим учителям и друзьям, на лекциях и в спорах с которыми родился этот курс: Б.Н.Делоне(1890-1980), Н.В.Белову(1891-1982), Д.К.Фаддееву (1910-1984), В.А.Ефремовичу(1906-1989), Д.Д.Иваненко(1904-1994), Б.К.Вайнштейну (1921-1996), Г.П.Литвинской(1926-1994), Б.Н.Гречушникову (1920-1993),Д.В.Рундквисту, Ю.Н.Ефремову, С.М.Стишеву, В.В.Осико, В.Н.Бобылеву, Х.С.Багдасарову, М.И.Штогрину, Г.П.Литвинской, Н.П.Юшкину, А.М.Асхабову, Э.М.Спиридонову, О.В.Франк-Каменецкой, В.Р.Хачатурову, М.Ш.Акчурину, А.Е.Федорову, Веремейчик Т.Ф., Дж.Доннею (Канада, 1898-1994), П.Энгелу (Швейцария), Д.Брауну (Канада). Автор благодарен своему аспиранту Олегу Давыдову за работу над интернет-вариантом этих лекций.
Автор благодарен всем слушателям моих лекций, а особенно студентке Симферопольского университета (лекции 1981 г.), которая на последней лекции, после ряда благодарственных речей студентов и преподавателей воскликнула:"Да вы даже не поняли, какой курс вам прочитали!". Аллах говорил ее устами.